Новости

таксист-кыргызстанец в Москве совершил наезд на пешеходов

Подробнее...

$700,5 миллиона

перевели в Кыргызстан мигранты с начала года.

Подробнее...

С праздником Орозо айт!


Президент Сооронбай Жээнбеков поздравил соотечественников со священным праздником Орозо айт.

Подробнее...

Сооронбай Жээнбеков встретился в Москве с Владимиром Путиным

Подробнее...

Игорь Чудинов больше не депутат

Подробнее...

Жанторо Сатыбалдиева тоже вызывали на допрос в ГКНБ

Подробнее...

Албека Ибраимова вызвали на допрос в ГКНБ

Подробнее...

Темира Сариева допросили в ГКНБ

Подробнее...

Сапар Исаков останется под стражей до конца следствия

Бишкекский горсуд 13 июня оставил в силе решение Первомайского суда.

Подробнее...

Президент Жээнбеков едет на открытие чемпионата мира по футболу.

Подробнее...

"Вселенная Айтматова"

В Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Гапара Айтиева открылись двери выставки-конкурса молодых художников "Вселенная Айтматова".

Подробнее...

в Кыргызстане откроется посольство Монголии

Подробнее...

Мы разные, но мы едины

Обращение президента С.Жээнбекова к народу Кыргызстана в связи с 8-й годовщиной трагических событий июня 2010 года.

Подробнее...

подписана Циндаоская декларация Совета глав государств-членов ШОС

Подробнее...

Кыргызстан принял председательство в Шанхайской Организации Сотрудничества

Подробнее...

коррупция стала реальной угрозой национальной безопасности Кыргызстана

Подробнее...

китайская опера "Манас" потрясла президента Жээнбекова

Подробнее...

виновны в попытке захвата власти

7 июня Верховный суд вынес окончательный приговор по уголовному делу Дастана Сарыгулова, Бектура Асанова и Эрнеста Карыпбекова.

Подробнее...

президент Жээнбеков встретился с премьером Государственного Совета КНР Ли Кэцяном

Подробнее...

Кыргызстан и Китай – самые верные друзья

Президент С.Жээнбеков встретился с председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР Ли Чжаньшу.

Подробнее...

БЕСЕДЫ ОБ ИСЛАМЕ


     - Похожие ситуации неоднократно складывались в мировой истории - и в исламской в том числе. Даже в халифате случались кризисы (обычно после смерти халифа или эмира), когда группы верующих и их лидеры не хотели идти ни на какие компромиссы ради того, чтобы получить власть или её вернуть. Для таких случаев исламские ученые разработали ряд инструментов. Поскольку у нас государство светское, не вижу смысла рассказывать о них подробно. Обозначу лишь суть. До стабилизации обстановки вводился своего рода мораторий на всякую борьбу за власть - поскольку любая политика должна делаться только в рамках законности. Но при этом строжайше запрещается узурпация власти.

      Сегодняшнее противостояние в нашей стране сложилось во многом из-за безответственности политиков, готовых в борьбе за власть, во имя личных амбиций опереться на любые силы - в том числе и деструктивные. Из-за этого мы оказались на грани очередного хаоса и даже потери независимости страны: перед Кыргызстаном встала реальная перспектива попасть под внешнее управление. Если мы в своем доме не можем навести порядок и сохранить единство нации, то наши соседи начинают видеть в такой ситуации угрозу уже и для себя.

     В Коране можно найти множество оценок подобных действий политиков. В прошлом номере газеты мы, говоря о силовиках, уклоняющихся от своего долга защищать гражданское население, приводили такое высказывание Бога: "А те, которые нарушают завет с Аллахом после того, как обещали верность, и разрывают то, чему повелел Аллах быть соединенным, и распространяют нечестие на земле, для тех - проклятие и для них воздаяние - обитель зла". Это в полной мере относится и к политикам, берущим на себя ответственность за судьбы народа. В суре "Корова" есть такой аят:
"Когда им говорят:
Вы на земле нечестие  не сейте",
Они ответствуют:  "Напротив!
Мы лишь  благое сеем здесь".
Увы! Они все те,  кто нечесть сеет,
Но сами этого  не понимают".


     Это - о тех политиках, которые, возможно, искренне полагают, что действуют во благо народа, но на самом деле ведут его ещё к большей смуте. Нездоровые амбиции политиков в исламе считаются сильнейшим грехом - кибром. То есть гордыней, из-за которой Сатана, собственно, и стал Сатаной: Бог наказал его за то, что тот считал себя выше человека - Божьего творения.
     - А куда смотрит духовенство? Ведь только оно сегодня, похоже, способно посадить ожесточившихся политиков за стол переговоров?
     - Согласен с вами. На тот случай, если столкнутся две группы верующих, существует прямой амр (приказ) Аллаха: "Примиряй своих братьев!". В первую очередь этот приказ относится к духовенству. Ведь у него - особый статус: кто же ещё, как не духовные наставники, должен взять эту миссию? Увы, приходится, к сожалению, признать, что в Кыргызстане духовенство повело себя пассивно. И взять на себя ответственность не смогло - или не захотело. Главная проблема, думаю, в самой структуре нашего муфтията, превратившегося в бюрократическую структуру - вместо того чтобы стать духовным авторитетом. Увы, Кыргызстан так и остается в поиске не только политического, но и духовного лидера. Найдет ли?

 

ТАК ЗАЧЕМ ЖЕ МЫ ЕДЕМ

НА  ПОХОРОНЫ?

Руслан, 44 года, житель Бишкека:
     - Вы как-то писали о том, как правильно хоронить по-исламски: тело усопшего трое суток не держать, не оплакивать… Получается, мы должны превратиться в арабов? Ведь кыргызы не случайно не  хоронили покойника, дожидаясь приезда родственников: где ещё мой сын увидит всех сородичей, как не на похоронах? Надо как-то адаптировать ислам к кыргызским традициям. Ведь ещё Пророк говорил: проповедуйте ислам словами, не трогайте одежду, кухню, обычаи народов.
     - Именно такого хадиса Пророка я, откровенно говоря, не припоминаю. Есть другое - политика ислама: поощрять народные традиции и обычаи, соответствующие целям ислама. И исправлять некоторые традиции, противоречащие шариату - но исправлять ни в коем случае не жесткими методами.
     Вернемся к обычаю задерживать похороны усопшего до трех дней. Как я уже говорил, шариат разрешает делать это в исключительных случаях - например, когда это необходимо для установления причины смерти усопшего. В данном же случае на первый план выходят социальные мотивы обычая. Да, у нас, кыргызов, очень много сородичей. И собраться все вместе мы можем лишь по очень хорошим (свадьба) или очень плохим (похороны) поводам. Но не стоит превращать похороны в площадку для встреч. Согласно исламу, цель у похорон одна - достойно предать тело усопшего земле. И это надо делать в течение одного дня.
     История ислама помнит прецеденты, когда это правило нарушалось. Когда умер Мохаммад, его тоже не хоронили примерно три дня. Но причина была в том, что  мусульмане были озабочены избранием государственного преемника Пророка (одновременно являвшегося правителем первого халифата), на кону стояло будущее всей исламской общины, ибо нельзя было допустить смуты. Поэтому исключения также делаются для похорон выдающихся политических и общественных деятелей, когда это нужно в интересах государства.
     У умершего тоже есть права. В том числе - на окружение: он имеет право на то, чтобы его проводили в последний путь близкие родственники и соседи. Но в мусульманских странах усопшего принято хоронить по шариатским правилам, в течение одного дня, даже если его близкие родственники находятся далеко и не могут быстро приехать. Другое дело, если, например, умершего, кроме его детей, больше некому достойно проводить в последний путь - в этом случае можно дождаться, когда приедут дети.
     Таковы исключения из правил шариата - а правила эти в отношении обряда похорон очень щепетильны. И регламентированы множеством хадисов: Пророк, например, говорил, что тело усопшего нужно нести на кладбище быстрым шагом, подробно расписано даже то, в каком положении мусульманин должен умирать, чтобы душа из него вышла быстрее… А у нас, кыргызов, правила шариата нарушаются ради приезда даже не близких, а дальних родственников. При этом далеко не всегда эти родственники приезжают, чтобы разделить скорбь по усопшему. Сколько раз я наблюдал на похоронах, как съехавшиеся сородичи варили мясо и… рассказывали анекдоты. Между тем в исламе для того, чтобы проводить усопшего в последний путь, совсем не обязательно физически присутствовать на его похоронах - достаточно прочесть молитву и раздать садаку (милостыню).
     Что можно посоветовать читателям, желающим и быть мусульманами, и одновременно придерживаться народных обычаев? Только одно: выбор - за вами…

ДЕТИ  В  МЕЧЕТИ

     - Мой племянник - очень верующий мальчик, не пропускает ни одного пятничного намаза. Всё было нормально, когда он учился в первую смену. Но, перейдя в пятый класс, стал учиться во вторую. И теперь он ради намаза пропускает занятия в школе. Что же важнее в исламе - получать знания или исполнять обряды, рискуя остаться неучем? И ещё. Племеннику очень льстит, что его  в мечети уважительно приветствуют даже пожилые люди. Вместо того чтобы спросить: а когда он ходит в школу и ходит ли вообще? Правильно ли они поступают?
     - Один из самых первых аятов Корана, который снизошел на Пророка, начинается словами: "Читай…". Это говорит о многом… В Коране также сказано: не сравнится перед Богом знающий с незнающим. Существует и хадис Пророка: поиск знаний является РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЯЗАННОСТЬЮ для каждого верующего мусульманина и каждой мусульманки. Ислам - это религия, в которой существует настоящий культ знаний. Не случайно именно из исламской культуры вышли многие ученые мирового значения.
     Пятничный намаз - тоже обязанность, накладываемая на каждого мусульманина. Но - на СОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО мусульманина. На вашего несовершеннолетнего племянника эта обязанность, соответственно, не распространяется. На первом месте для него, конечно же, должно стоять ПОЛУЧЕНИЕ ЗНАНИЙ. Даже для взрослого мусульманина не является грехом то, что он пропустил пятничную молитву в силу каких-то веских причин. Для школьника же такой веской причиной является сама учеба.
     Думаю, то, что ваш племянник ради посещения мечети даже пропускает занятия в школе - дань своего рода моде. Для части молодежи это сегодня стало модным - посещать пятничный намаз. Но согласитесь - это гораздо нравственнее и безопаснее, чем, скажем, мода на игровые клубы. Мы, взрослые, сейчас настолько заняты, что не уделяем достаточного внимания нравственному воспитанию детей. И этим воспитанием занимается улица. Что в сегодняшних условиях, увы, равносильно тому, что "воспитанием" детей занялась бы рэкетирская шайка либо зоновский "общак". Поэтому не вижу ничего плохого в том, если школьник после занятий пойдет в мечеть - с родителями или друзьями. Пусть даже из любопытства.
     Я согласен с вами, что трудно требовать от ребенка ходить в школу вместо мечети, если это поощряют старики. Им, скорее всего, даже невдомек, что мальчик исполняет обряды в ущерб учебе. И это, думаю, - недоработка имама. Именно он должен более внимательно смотреть, кто приходит на намаз, и интересоваться жизнью несовершеннолетних прихожан. И открыть вечерний кружок для их религиозного просвещения.
     Понимая вашу озабоченность, Руслан, я, однако, не советую запрещать племяннику ходить на пятничный намаз. Лучше, наоборот, мальчика поддержать - ведь именно сейчас у него начинает формироваться личность. Но попросить кого-нибудь из служителей культа (например имама мечети), чтобы с ребенком поговорил он. И объяснил, что ислам одобряет получение знаний.

МУСУЛЬМАНИН

СРЕДИ ВЫПИВАЮЩИХ

Ольга, г. Бишкек:
     - Недавно была в гостях у приятельницы. По случаю её дня рождения слегка выпивали. Там же присутствовала её, как выяснилось, бывшая одноклассница, которая последние несколько лет ведет праведный образ жизни: совершает намаз, соответственно одевается и т.д. Когда этой женщине предложили рюмку коньяка, она пришла в ужас: "Меня и так на том свете Аллах ослепит - за то, что сижу за одним столом с выпивающими!". Ни моя приятельница (тоже, кстати, считающая себя мусульманкой), ни кто-то другой из её гостей ни о чем подобном, как оказалось, не слышали. Действительно ли Аллах под страхом ослепления запрещает мусульманам даже просто находиться за столом, на котором есть спиртные напитки?
     - Насчет "ослепления" - в первый раз слышу. Но по требованиям шариата, даже из соображений этики мусульманам следует избегать компаний, где употребляют спиртное. Логика этого запрета такова: верующим следует избегать ситуаций, при которых возникает соблазн совершить греховное. С другой стороны, находясь среди пьющих алкоголь людей, мусульманин, как считается, теряет свое "лицо" и даже отчасти дискредитирует ислам.
     Бывают, конечно, форс-мажорные обстоятельства. Например, официальные фуршеты, на которых мусульманину необходимо присутствовать по долгу службы. В этом случае будет достаточно, если он осудит употребление алкоголя окружающими его людьми хотя бы сердцем.
     Поскольку проблема пребывания верующего мусульманина в пьющей компании - это вопрос этики, то этика, считаю, должна быть обоюдной. Не стоит задевать чувств верующего, предлагая ему алкоголь. Но и верующий не должен реагировать агрессивно на такие предложения: ведь окружающие могут просто не знать о его религиозных убеждениях и о тонкостях исламской этики. Словом, проблему может решить только взаимное уважение.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить